Департамент труда и занятости населения Воронежской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства
Оглавление
I. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан............ 3
II. Документы, необходимые для заключения трудового договора.................. 6
IV. Уведомление ГУ МВД России по Воронежской области............................ 9
VI. Вопросы профилактики терроризма........................................................... 15
Информационные материалы
по состоянию на сентябрь 2023 года, необходимо учитывать возможные изменения
в нормативной правовой базе
- . Особенности правового регулирования труда иностранных граждан
Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляют Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию на основании визы или в безвизовом порядке. Их правовой статус при осуществлении трудовой деятельности зависит от режима его пребывания (проживания) в Российской Федерации и порядка въезда на территорию Российской Федерации.
В зависимости от режима пребывания (проживания) иностранных граждан можно разделить на 3 категории:
1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
- Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
- Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Работодатель вправе привлекать и использовать иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Не требуется получать данное разрешение, если привлекаемый иностранный гражданин:
- постоянно или временно проживает в России;
- признан беженцем на территории Российской Федерации - до утраты или лишения статуса беженца;
- прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
- является высококвалифицированным специалистом, привлеченным к трудовой деятельности в Российской Федерации.
Согласно договора о ЕАЭС граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приравнены по трудовому статусу к гражданам Российской Федерации, оформление их на работу осуществляется в обычном порядке.
В настоящее время порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 01.09.2020 № 541.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет (возможность заключения трудовых договоров иностранными гражданами, не достигшими возраста 18 лет, законодательством не предусмотрена).
Временно пребывающие (проживающие) в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, могут осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте Российской Федерации. на территории которого им выдано такое разрешение (разрешено временное проживание). Временно пребывающие иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность по указанной в разрешении профессии (должности, специальности, виду трудовой деятельности).
В соответствии с пунктом 13 статьи 25 «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений (за исключением граждан Киргизской республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального).
В соответствии с пунктом 2 ст. 20 «О безопасности дорожного движения» ФЗ № 196 от 10.12.1995 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. При нарушении к административной ответственности привлекается не только водитель, но и работодатель.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2023 года № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»:
а) Не допускается использование иностранных работников по следующим видам деятельности:
- торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках;
- торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков;
-торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
б) Введена допустимая доля использование иностранных работников по следующим видам деятельности:
- торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах - в размере 15%;
- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта - в размере 24%;
- деятельность в области спорта прочая - в размере 25%;
- выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами - в размере 50%;
- управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность по обслуживанию зданий и территорий - в размере 70%;
- строительство - в размере 80%.
- Документы, необходимые для заключения трудового договора
При заключении трудового договора иностранный гражданин предоставляет следующие документы:
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
2. Трудовую книжку (при наличии).
3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).
4. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).
Иностранное образование и (или) иностранная квалификация должны быть официально признаны в Российской Федерации. Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемые в России, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В России признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии, без проведения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания документов об образовании (нострификации).
Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Для допуска к таким видам деятельности необходимо пройти установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах.
Работодатель вправе запрашивать нотариально заверенный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы.
5. Договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства) (в т.ч. для граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии).
6. Разрешение на работу (патент) может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если такой трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся непосредственно в трудовой договор.
7. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации (при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства).
8. Вид на жительство (при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства).
Между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, — срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор может быть заключен не более чем на 5 лет. Содержание трудового договора подробно описывает статья 57 ТК.
- . Основания отстранения от работы
Наряду с общими случаями, указанными в статье 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае:
- приостановления действия, окончания срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- окончания срока действия либо аннулирование разрешения на работу или патента (в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства);
- окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, либо его аннулирование (в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства);
- окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации, либо его аннулирование (в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства);
- окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- приведения численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.
- V. Уведомление ГУ МВД России по Воронежской области
Работодатели, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять МВД России в субъекте Российской Федерации, на территории которого трудятся такие иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудового договора. Срок уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора.
Обязанность уведомить территориальный орган МВД России о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина возникает и в том случае, когда трудовой договор с работником не оформлен в письменной форме. Трехдневный срок в таком случае отсчитывается с момента фактического допуска к работе.
Специальные формы и порядок подачи уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров с иностранцами установлены Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536.
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.
При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п.9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.
- . Социокультурная адаптация
Реализация мер, направленных на интеграцию иностранных работников, предполагает следование определенным принципам:
интеграция — процесс, которому иностранные граждане должны быть подвержены как в индивидуальном порядке, так и как определенная социально уязвимая группа;
ответственность за интеграцию лежит как на самих иностранных граждан, так и организациях и населении принимающей страны;
принимающее общество несет ответственность за то, чтобы реализация правового статуса иностранных граждан способствовала их участию в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни общества;
иностранные граждане, в свою очередь, должны уважать фундаментальные нормы и ценности принимающей стороны и активно участвовать в процессе интеграции - без потери своей собственной идентичности.
Главным условием успешной адаптации иностранных граждан в принимающем обществе является знание языка страны пребывания. Именно знание русского языка дает возможность получения информации о правилах трудоустройства в России, уменьшает шансы вовлечения в неформальную занятость, снижает зависимость от земляков и значимость миграционных сетей. Владение русским языком расширяет возможности контактов с местным населением, обеспечивает реализацию социально-экономических прав иностранных граждан (на профессиональное обучение, получение медицинской помощи и т. д.).
Действия диаспор могут содействовать формированию у иностранных граждан стремления к адаптации и интеграции в российский социум и соответственно влияют на их взаимоотношения с местным населением: разъяснение иностранным работникам требований российского миграционного законодательства, содействие в оформлении разрешительных документов и легализации правового статуса; помощь в освоении русского языка; использование ресурсов социальных сетей диаспор для решения вопросов пребывания и трудоустройства мигрантов; неформальное покровительство и защита мигрантов.
Иностранные трудовые мигранты являются сложной с точки зрения организации непосредственного взаимодействия социально уязвимой группой населения.
Реализация мер по адаптации иностранных граждан требует учета основных особенностей данной социально уязвимой группы и должна быть направлена на преодоление основных рисков, связанных с определенными правовыми, социальными, экономическими, культурными аспектами.
Правовые аспекты.
Как правило, иностранные граждане имеют низкий уровень правовой грамотности, обусловленный недостатком актуальной информации о миграционном законодательстве и его изменениях, привычкой обращаться за содействием, прежде всего, к своим друзьям и знакомым. Таким образом, содействие адаптации иностранных граждан предполагает информирование иностранных граждан о нормах миграционного и трудового законодательства, механизмах защиты своих прав, возможностях получения государственной поддержки.
Социальные аспекты.
Интеграция иностранных граждан невозможна без постоянного взаимодействия с местным населением, формирования позитивных, дружеских взаимоотношений на местном уровне. Пространство взаимодействия иностранных граждан и местного населения зачастую ограничено их рабочим местом. Представляется необходимым содействовать социальной интеграции иностранных граждан посредством развития форматов взаимодействия на местном уровне, повышению информированности жителей.
Культурные аспекты.
Зачастую иностранные работники, прибывшие в Российскую Федерацию, испытывают «культурный шок». Данное явление обусловлено следующими факторами:
1) растет доля трудовых мигрантов из сельской местности, плохо знакомых с ценностями городской культуры и городским образом жизни;
2) ухудшается уровень владения русским языком в странах происхождения иностранных граждан;
3) в странах происхождения иностранных граждан возрастает роль религии и норм традиционной культуры, подразумевающих иные поведенческие стереотипы, нежели принятые в России.
Для преодоления культурного шока необходимо:
информировать иностранных граждан о нормах, ценностях и стереотипах поведения, присущих местному населению;
создавать условия для вовлечения иностранных граждан в культурную жизнь (проведение мероприятий направленных на ознакомления трудовых мигрантов с историей, культурой Российской Федерации, ценностях прививаемых в гражданском обществе, организовывать мероприятия направленные на знакомства с культурой, праздниками как трудовых мигрантов так и местного населения) содействовать изучению мигрантами русского языка и культуры;
проводить местные культурные мероприятия с вовлечением в них иностранных граждан (проведение мероприятий приуроченных к празднованию общегосударственных праздников «День Победы», «День России», «День Государственного флага Российской Федерации», «День Народного Единства»);
способствовать информированию местных жителей о культуре и положении иностранных граждан.
При планировании мероприятий по адаптации и интеграции иностранных работников важно иметь в виду следующие моменты:
- Каждый человек имеет индивидуальные стратегии поведения и психологические установки, на которые влияют прежде всего личные жизненные обстоятельства и опыт, а не только и не столько этнические, социальные, религиозные характеристики и принадлежность к гражданству.
- Различные этнические культуры и религии имеют много общего — общие элементы идентичности следует подчеркивать. Такой подход поможет формированию общей гражданской идентичности, комфортной для каждого вне независимости от его религиозной и этнической принадлежности.
- Необходимо поддерживать участие иностранных работников и местных жителей в совместных формах активности и общественной жизни, включая культурные и интеграционные мероприятия: площадки и форматы взаимодействия, построенные на основе взаимного интереса, уважения и солидарности между мигрантами и местным населением позволят сформировать местные сообщества, нетерпимые к националистическому и фундаменталистскому экстремизму.
При планировании и проведении культурно-досуговых мероприятий в сфере адаптации и интеграции иностранных работников необходимо соблюдать следующие условия:
- Общий интерес: проект должен представлять интерес, как для мигрантов, так и для местного населения, должен быть адекватен их запросам.
- Общая польза: участие в проекте должно приносить практическую пользу, как мигрантам, так и представителям местного населения.
- Учет особой специфики: необходимо понимать и учитывать культурные, религиозные, социальные и этнические особенности групп населения, для которых проводится мероприятие.
- Творческое использование интерактивных культурных практик: традиционная культура — богатый источник вдохновения для форматов социального взаимодействия, таких как танцы, песни, практики взаимопомощи и благотворительности и др.
- Индивидуальное и неконкурентное участие: участники не должны быть сгруппированы по этническому, социальному, религиозному признаку в команды, способные победить или проиграть в соревновании.
- Активное вовлечение: особое внимание должно быть обращено на вовлечение представителей мигрантов и местного населения в процесс подготовки и проведения мероприятий, должно осуществляться своевременное и эффективное информирование о мероприятии и вовлечение мигрантов в качестве его участников.
- Взаимообмен опытом: мероприятие должно предполагать формат, в рамках которого возможно будет организовать активное и взаимовыгодное взаимодействие мигрантов и местного населения.
- Солидарность и толерантность: участники проекта должны воспринимать эти принципы в качестве действенных и руководящих, в реализации проекта не следует допускать дискриминации и языка вражды в отношении участников.
- Прямой контакт: непосредственное позитивное взаимодействие представителей мигрантов и местного населения способствует преодолению этнических стереотипов и ведет к гармонизации межнациональных отношений.
- Общая идентичность: формат культурного мероприятия должен подчеркивать общее, а не различное, в культуре и иных особенностях участвующих групп, вызывать сопричастность местному сообществу, гендерным и иным социальным группам (женщины, мужчины, рабочие, соседи, жители одного города, района, муниципалитета и т.д.) вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных взглядов участников.
- . Вопросы профилактики терроризма
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы (№ ПР-2665) пункт 1.5. которого предусматривает организацию работы по доведению лицам, прибывающим из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, с привлечением работодателей, представителей религиозных и общественных организаций.
С учетом изложенного предлагается довести до каждого иностранного гражданина (лица без гражданства) следующую информацию об ответственности за совершение преступлений, предусмотренных отдельными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ):
1. Ст. 205, 205.1 УК РФ: совершение террористического акта влечет ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы. Содействие террористической деятельности предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
2. Ст. 205.2 УК РФ: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма в том числе с помощью сети «Интернет» наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
3. Ст. 282.2 УК РФ: участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности наказывается лишением свободы на срок до шести лет.
4. Ст. 282.3. УК РФ: предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, предназначенных для финансирования организации, экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистской организации наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.
5. Ст. 282 УК РФ: действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет": наказываются лишением свободы на срок до шести лет.
6. Ст. 280 УК РФ: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе с помощью сети «Интернет» наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
7. Ст. 280.3 УК РФ: публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации: наказываются штрафом до одного миллиона рублей, либо лишением свободы на срок до семи лет.
8. Ст. 208 УК РФ: участие в вооруженном конфликте, или в военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации: наказывается лишением свобода на срок от восьми до пятнадцати лет.
9. Ст. 212 УК РФ: участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, уничтожением имущества, применением веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти: наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание к ст. 205 УК РФ: лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта.
Ст. 205.6 УК РФ: несообщение в органы власти о лице (лицах), которое готовит, совершает или совершило преступления террористического характера наказываются лишением свободы на срок до 1 года.
С целью защиты интересов и безопасности Российской Федерации, прав и свобод граждан России Федеральным законом от 04.03.2022 N 32-ФЗ введена уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил России. В УК РФ включена статья 207.3, устанавливающая ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Это деяние наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до десяти лет.